Комментарий к закону о торговле

«Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

(отрывок комментария к статье 5 Федерального закона)

Л.В. ЩУР-ТРУХАНОВИЧ,

директор Центра исследований в сфере экономики и права, к.э.н.

 

Вступление в силу Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не существенно изменило полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области торговой деятельности: новые полномочия в основном сводятся к принятию нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона старые и непосредственно выполняемые федеральными органами исполнительной власти в области торговой деятельности остались за рамками данного Федерального закона.

 

Общая характеристика полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области регулирования торговой деятельности

Одной из целей Закона в части 2 его статьи 1 провозглашено разграничение полномочий в области регулирования торговой деятельности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, что соответствует Концепции проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», утвержденной 29.10.2007 Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности (далее – Концепция законопроекта). Однако анализ положений Закона свидетельствует, что в полном объеме данная цель достигнута не была, и не только потому, что предмет Закона составляют отношения, которые уже урегулированы десятками других федеральных законов и сотнями подзаконных нормативных правовых актов, но и по причине несовершенства общей регламентации полномочий федеральной и региональной власти на самом высоком законодательном уровне.

В комплексном Законе о торговле объединены нормы, относимые к нормам гражданского права (в части регулирования отношений между организациями торговли и поставщиками товаров, между организациями торговли и собственниками торговых площадей, антимонопольного регулирования) и к нормам административного права (в части государственного и муниципального управления в сфере торговли в форме установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности). Поскольку гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации (пункт «о» статьи 71 Конституции РФ), а административное – к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (подпункт «к» пункта 1 статьи 72 Конституции РФ), то о разграничении полномочий между разными уровнями власти речь может идти только в области административного управления торговлей и только в той части, которая еще не урегулирована действующими федеральными законами, в том числе принятыми по предметам ведения Российской Федерации (например, в части определения порядка продажи и покупки оружия, оборота ядовитых и наркотических средств (пункт «м» статьи 71 Конституции РФ)).

Что касается несовершенства общей регламентации полномочий федеральной и региональной власти, то наиболее ярко оно проявляется в определении роли органов власти и управления в выработке и реализации государственной политики.

Согласно части 3 статьи 80 Конституции РФ Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поскольку политика в сфере внутренней торговли является составной частью внутренней политики Российской Федерации, то, следовательно, определение основных ее направлений осуществляет Президент РФ.

Стоит отметить, что еще до принятия Конституции РФ Президентом РФ в Указе от 29.01.1992 № 65 «О свободе торговли» были определены основные направления в сфере внутренней торговли. Поскольку статья 80 Конституции РФ не определяет формы и способы провозглашения Президентом РФ основных направлений государственной политики, то в числе таковых следует рассматривать не только подписываемые Президентом РФ федеральные законы и собственно указы Президента, но и ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетные послания, утверждаемые Президентом РФ национальные планы, стратегии, доктрины и иные аналогичные документы, публичные обращения Президента РФ к населению страны, а также выступления Президента РФ, его поручения Правительству РФ, др.

Если в 1991 – 2000 годах Президент РФ непосредственно определял основные направления государственной политики в сфере внутренней торговли (в числе которых, наряду с либерализацией торговли, провозглашалась необходимость усиления контроля за торговлей отдельными видами товаров, устранения административных и торговых барьеров) в своих посланиях и указах (см., например, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами – к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» 1998 года, Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) 1999 года, Ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации 2000 года, Указ Президента РФ от 07.02.1996 № 161 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства», Указ Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»), то с 2001 года направления политики в сфере внутренней торговли определяются только косвенно, через выражение направлений и принципов формирования других блоков внутренней политики Российской Федерации, например в составе блока политики противодействия коррупции (см. Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.2008 (№ Пр-1568), информационной политики (см. Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденную Президентом РФ 07.02.2008 (№ Пр-212)), государственного управления (Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 – 2004 годах», др.)). В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года приоритетные направления государственной политики в сфере внутренней торговли на предстоящий период выражены в основном в критике торговли за предпочтение «торговать тем, что создано в других странах», а также в оценке состояния других отраслей и определении государственной политики в их отношении. Так, основываясь на данной Президентом РФ оценке успешной реализации государственной программы развития сельского хозяйства и провозглашении продолжения политики поддержки села в будущем с целью выведения сельского хозяйства в лидеры экономического роста на годы вперед, можно предположить, что государство продолжит наблюдать за отношениями между сельхозтоваропроизводителями и их контрагентами (организациями торговли, производителями и поставщиками сельскохозяйственных техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, пр.) и при необходимости достижения запланированных результатов воздействовать на последних в интересах первых...

 

Если хотите ознакомится с документом полностью пройдите по ссылке:

http://cisep.ru/upload/The_powers_of_the_government_381_FZ.pdf