Государственное регулирование торговой деятельности

28.12.2010 Президент Д. Медведев подписал Федеральный закон № 411-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Ровно год понадобился власти для определения мер административного воздействия на торговых операторов, нарушающих Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (именуемый в профессиональной сфере – Закон о торговле).

Торговые сети считают, что они победили в этом противостоянии, поскольку штрафы за нарушения Закона о торговле все же установили в твердом размере, а не в процентах от оборота. И в этом с ними можно согласиться, однако только согласно теории относительности – относительно других торговых операторов, в т.ч. и «малышей», не успевших своевременно оплатить поставленный товар. Что касается ситуации в целом, то, безусловно, в выигрыше производители и сотрудники антимонопольных органов.

Для первых это означает широчайшие возможности манипулирования содержанием договоров теперь в их пользу: угроза обращения в ФАС и перспектива применения административного штрафа в размере до 5 миллионов рублей – серьезный стимул для пересмотра и выхолащивания официальных договоров поставки и подготовки не официальных. Но поскольку нормы Закона о торговле конструировались так, что ответные меры могут быть предприняты и в отношении поставщиков, у торговых сетей все-таки есть возможности для подготовки компроматов и жалоб на поставщиков.

Польза вторых «бенифициаров» также весьма очевидна.

Суть изменений состоит во включении КоАП РФ новых статей 14.40 – 14.42, предусматривающих особые составы административных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 14.40 КоАП РФ за создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 данного Кодекса, должностные лица будут наказываться административным штрафом в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., а юридические лица– от 2 млн. до 5 млн. руб.

В соответствии с частью 2 той же статьи навязывание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, контрагенту условий, запрещенных федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьями 14.31, 14.31.1 данного Кодекса, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50тыс. руб., а на юридических лиц – от 2,5 млн. до 5 млн. руб.

Осуществление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, оптовой торговли на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии, в соответствии с частью 3 статьи 14.40 КоАП РФ повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц – от 1,5 млн. до 4,5 млн. руб. При этом административная ответственность за данное правонарушение будет устанавливаться в зависимости от степени вины субъекта, осуществляющего торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети.

Непредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность посредством организации торговой сети, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора согласно части 1 статьи 14.41 КоАП РФ грозит наказанием в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб. Штрафами в таком же размере будет в соответствии с частью 2 статьи 14.41 Ко-АП РФ наказанонепредоставление хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора и информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

Наиболее серьезные штрафы ждут контрагентов за нарушения статьи 9 Закона о торговле.

Согласно части 1 статьи 14.42 КоАП РФ включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в цену договора поставки продовольственных товаров вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров в размере, превышающем 10 % от цены приобретенных продовольственных товаров, либовыплата указанного вознаграждения в связи с приобретением хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., а на юридических лиц – от 1 млн. до 5 млн. руб.

Включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий такого договора и (или) его изменение, за исключением вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, в соответствии с частью 2 статьи 14.42 КоАП РФ будет наказываться наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц – от 1 млн. до 5 млн. руб.

За установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров сроков оплаты таких товаров, превышающих сроки, установленные федеральным законом, наказание в соответствии с частью 3 статьи 14.42 КоАП РФ будет выражаться в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., а на юридических лиц – от 1 млн. до 5 млн. рублей. Примечательно то, что ответственность за собственно просрочку платежей не предусматривается – главное, чтобы в договоре был указан правильный срок (!).

Установление хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договоре поставки продовольственных товаров запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами договора, как следует из части 4 статьи 14.42 КоАП РФ повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от20 тыс. до 40 тыс. руб., а на юридических лиц – от 1 млн. до 5 млн. руб.

Согласно части 5 статьи 14.42 КоАП РФ включение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и (или) хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу или подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров), грозит торговым операторам административным штрафом в размере для должностных лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб., для юридических лиц – от 1 млн. до 5 млн. руб.

Наконец, в соответствии с частью 6 данной статьи понуждение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, или хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (совершение действий, влияющих на увеличение оборота продовольственных товаров), при заключении договора поставки таких товаров, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц – от 3 млн. до 5 млн. руб. При этом под понуждением будут пониматься действия лица, которые направлены на заключение договора поставки продовольственных товаров, при условии заключения иного договора.

Нарушая все сложившиеся правила законодательной техники и правового регулирования, пункт 2 примечания к статье 14.42 КоАП РФ развивает положения Закона о торговле и фактически презюмирует что все его положения распространяются на лиц, входящих с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельности, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки продовольственных товаров, в одну группу в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Для ясности кого будут наказывать, законодатель в части 3 статьи 14.42 КоАП РФ решил уточнить, что положения статей 14.40 и 14.41 и данной статьи распространяются на правоотношения, регулируемые Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В сравнении с ответственностью торговых компаний ответственность сотрудников органов исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления весьма не обременительна.

Согласно новой части 2.7 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписания ФАС России (ее территориального органа) об отменен или изменении противоречащего законодательству об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, нарушающих требования, установленные законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Остается только добавить, что вышеизложенные положения вступили в силу 31.12.2010.

Подробный комментарий новых положений КоАП РФ об ответственности торговых операторов, подготовленный ЦИСЭП, будет опубликован в журнале «ТОРГОВОЕ ПРАВО».